История Музея-панорамы «Бородинская битва» началась в те дни, когда в России шли приготовления к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. К этой знаменательной дате в Москве планировалось открыть Музей 1812 года, коллекции которого собирались специально созданным по Высочайшему повелению Особым комитетом. В то время реализована была лишь часть программы по созданию Музея – определена концепция, собраны богатые коллекции (находящиеся ныне в Государственном Историческом музее) и открыта панорама, посвященная самому грандиозному событию войны – Бородинской битве. Торжественное открытие панорамы «Бородино», написанной известным художником-баталистом Францем Алексеевичем Рубо, состоялось 29 августа 1912 года в присутствии Императора и членов царствующей фамилии. За неполные пять лет с панорамой познакомилось более 143 тысяч человек, что для начала XX столетия весьма не мало.
Социальные потрясения, постигшие Россию в начале XX в., – революции и гражданская война – неблагоприятно сказались на судьбе этого памятника. К весне 1918 г. временный деревянный павильон, в котором она размещалась, обветшал, полотно было снято, свернуто на деревянный вал и увезено на склад. Почти сорок лет оно хранилось в таком состоянии, порой в самых неблагоприятных местах – под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду «Аквариум», на театральном складе сада «Эрмитаж» и т.п.
В 1934 г. Народным комиссариатом обороны был поставлен вопрос о реставрации панорамы «Бородино». В 1939 г. художники-реставраторы во главе с И.Э. Грабарем впервые за 20 с лишним лет полностью развернули картину, тщательно обследовали и сделали вывод о невозможности реставрации: почти полностью были утрачены живопись неба, наружные витки с изображением боя у деревни Семеновское; холст оказался изломан, потерт и разорван во многих местах.
В 1946 г., было проведено новое тщательное обследование картины – и принято решение о его реставрации. 29 сентября 1948 г. Совет Министров СССР принял об этом специальное постановление. Работа была поручена Центральным художественным мастерским. В группу реставраторов, возглавляемую П.Д. Кориным и И.В. Кудрявцевым, вошли К.А. Федоров, М.Ф. Иванов-Чуронов, М.Н. Махалов, С.Я. Бабкин.
Реставрационные работы завершились 8 декабря 1950 г., после чего полотно еще 10 лет пролежало в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: решался вопрос о его размещении. В преддверии 150-летнего юбилея войны 1812 года, в 1960 г., Министерство культуры СССР приняло решение о завершении работ по восстановлению панорамы и строительстве для нее нового здания. Но за прошедшие годы состояние картины снова ухудшилось. Новая реставрация проводилась в Государственной центральной научно-реставрационной мастерской. В бригаду художников под руководством М.Ф. Иванова-Чуронова, кроме участников восстановления панорамы в 1949-1950 гг. вошли известные мастера реставрации живописи: С.С. Чураков, Б.М. Шахов, И.Ф. Есаулов.
Здание для размещения панорамы «Бородинская битва» начали строить в 1961 г. на Кутузовском проспекте, где уже складывался историко-мемориальный комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года. Авторами проекта стали архитекторы А.Р. Корабельников, А.А. Кузьмин, С.И. Кучанов и инженер-конструктор Ю.Е. Аврутин. Разработку технического оборудования панорамного зала выполнил архитектор В.П. Петропавловский. При разработке проекта были учтены рекомендации Ф.А. Рубо, данные для строительства деревянного павильона панорамы в 1912 году.
Архитектурное решение здания панорамы довольно необычно. Центральная часть – цилиндрической формы сооружение, напоминающее барабан, создано из стекла и бетона. Высота его около 23 м, диаметр – 42 м. «Барабан» облицован стеклянными плитами, покрытыми серо-голубой керамической краской. Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной части здания, украшены мозаичными панно: «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русской армии и изгнание Наполеона» (худ. Б. Тальберг). На каменной ступени окружающего здание широкого цоколя уложены 68 трофейных орудий, отбитых русскими войсками во время преследования отступающего противника (переданные из Музеев Московского Кремля). На белокаменном опорном кольце цилиндра главного здания панорамы высечены имена пятидесяти героев-военачальников, предводителей победоносных русских войск 1812 года и храбрых начальников крестьянских партизанских отрядов.
16 мая 1962 г. Приказом Министерства Культуры РСФСР в Москве был организован Музей-панорама «Бородинская битва». 11 июля 1962 г. панораму на специальной конструкции доставили в предназначенное для нее здание, и уже на месте сшивали отдельные фрагменты, подводили мастику, выравнивали тонировку красочного слоя. Предметный план пришлось создавать заново, по сохранившимся изображениям. Эту работу проводил художник Б.Н. Беляев.
Спустя 50 лет после создания, величественное произведение Ф.А. Рубо вновь предстало во всей своей монументальности и впечатляющей силе. И если «создание панорамы, – как писал П.Д. Корин, – выдающийся творческий подвиг Ф.А. Рубо, то ее воссоздание стало не меньшим подвигом мастеров советского изобразительного искусства».
Музей «Бородинская панорама» с первых же дней стал одним из самых посещаемых музеев Москвы. Первая постоянная экспозиция в нем была открыта в 1965 г. Но 27 июня 1967 г. произошла трагедия – пожар в панорамном зале. Снова потребовалась реставрация полотна. Работы были проведены мастерами Студии военных художников им. М.Б. Грекова под руководством Н.Н. Жукова. Экспозиция во Вводном и Заключительном залах была возобновлена. Уже 5 ноября того же года музей вновь открылся для посетителей.
В 1990 – 1995 гг. помещение Музея-панорамы было полностью реконструировано, проведена его реэкспозиция (художники Е.В. Богданов и С.Н. Черменский). Открытие панорамы после реконструкции состоялось 16 сентября 1995 г.
Создание музея-панорамы «Бородинская битва» воплотило в жизнь идею научной и музейной общественности Российской империи начала XX века о создании в Москве, «вынесшей на себе всю тяжесть и спасшей в двенадцатом году Россию», комплексного хранилища информации по Эпохе 1812 года, доступной и интересной посетителям различных социальных и возрастных групп.
В настоящее время в основном фонде музея насчитывается более 27 тысяч единиц хранения, в научно-вспомогательном – более 8 тысяч предметов.
С первых дней и до настоящего времени Музей-панорама занимает особое место в числе столичных музеев, являясь неотъемлемой частью мемориального комплекса, посвященного событиям Отечественной войны 1812 года.
В настоящее время разработана научная концепция новой экспозиции Музея. Ее открытие может стать наиболее достойным и ярким подарком Москвы к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, отражающим самую суть той великой роли, которую сыграла Первопрестольная столица в судьбе России.